Толику шесть лет. Его упрямству, видимо, столько же. Маленький, худенький, несгибаемый в своей строптивости. Все, и взрослые, и дети, уже усвоили – если Толя сказал: "Нет!", заставить его сделать что-то практически невозможно. Детям с ним тяжело, но особенно трудно приходится его соседям по столу – Толик устанавливает свои правила и жестко требует их выполнения.
Нам, взрослым, тоже нелегко. На моих занятиях труднее всего пережить задания, которые дети должны выполнять в парах, вместе. Прекрасная цель – сотрудничество, исчезает, когда из-за второго стола раздается непреклонное:
"А я буду делать один! Уберите эту Ксюшу (Машу, Наташу), она мне мешает!" - и в разные стороны летят фломастеры, мелки, паззлы, кубики…
И вот очередной соседкой Толика стала Даша – грибок-боровичок с ясными серыми глазами, короткой толстой косичкой и простодушной улыбкой от уха до уха. Объясняю детям задание – вдвоем разукрасить варежки, одному – правую, другому – левую, да так, чтобы варежки получились одинаковыми. Даша поворачивается к своему соседу, подпирает щечку рукой, ласково смотрит на него и спрашивает:
"Толик, а что мы будем рисовать?"
От неожиданности вопроса Толик теряет дар речи, и, пока он приходит в себя, Даша говорит:
"А давай нарисуем елочку?"
"Ну, давай…"
Через минуту, когда на варежках красуются практически одинаковые елочки, звучит новый вопрос:
"Толик, а что ещё ты предлагаешь нарисовать?"
"Я? Э-э-э…"
"Может, нарисуем снежинку?"
"Давай!" - снисходительно соглашается Толик.
Через небольшое время я с удовольствием, не скупясь на похвалу, демонстрирую всей группе две варежки-близняшки, украшенные елочками, снежинками, снеговиками и просто разноцветными полосочками. И тут происходит лучший момент этой истории – Даша поворачивается к Толику и с неподдельной искренностью говорит:
"Спасибо, Толик! Как хорошо было с тобой рисовать! Здорово ты умеешь придумывать!"
До конца занятия Толик сидит, примерно сложив руки перед собой, глядя в одну точку, счастливый и удивленный.