Адаптация ребенка к школе.
Для того, чтобы учеба первоклассника с первых дней приобретала характер серьезной, ответственной деятельности, соблюдайте несложные правила:
-
Учебные принадлежности (тетради, ручки, пенал и др.) не должны отвлекать внимание начинающего ученика. Пусть они будут привлекательными, но все-таки сугубо функциональными: ручка, например, – просто ручкой, а не расписной игрушкой, украшенной помпончиком, колокольчиком, циферблатом и еще невесть чем; обложки тетрадок должны иметь нейтральную тематику или быть просто одноцветными и т.д.;
-
С первых дней собирание портфеля должно стать делом самого ребенка. Вначале, примерно первые 2–3 недели, под руководством и при непосредственном участии взрослого: «Какие у вас завтра уроки? Что вам сказали принести? Возьми эту тетрадь, положи ручки, и т.д.», позже – под контролем: «Что ты положил для урока математики? Проверь еще раз, все ли подготовил для всех уроков?» К концу первой четверти желательно, чтобы ребенок собирал портфель самостоятельно.
-
Но! Родителям необходимо постоянно контролировать этот процесс, ведь первоклассник в силу своего возраста так часто еще отвлекается и забывает взять самое необходимое. При этом родительский контроль должен быть максимально тактичным и/или незаметным для ребенка. Пока любимое чадо вечером поглощено мультиком или плещется в ванной, проверьте «комплектность» портфеля. Если обнаружите «недостачу», подведите ребенка к мысли еще раз проверить, все ли он взял: «А какие у тебя завтра уроки? А на ИЗО что вас просили принести? Ты проверил, краски хорошо закрыты? Ну надо же, как хорошо, что об этом заговорили, оказывается, краски могли остаться дома!»;
-
Подчеркивайте уважительное отношение к процессу выполнения домашнего задания. Взрослый, который на это время приглушает, а лучше выключает все «шумные» бытовые приборы (ТВ, радио, компьютер), говорит тише, не позволяет младшему ребенку вторгаться на территорию первоклассника, без слов демонстрирует, как серьезно он воспринимает деятельность школьника.
Если в медицинской карте первоклассника стоит заключение «синдром дефицита внимания», «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», «минимальная мозговая дисфункция (ММД)» или просто малыш еще до школы отличался повышенной подвижностью, неусидчивостью, неустойчивым вниманием, то родителям необходимо понять – для такого ребенка воспитание самостоятельности задача второстепенная!
В этом случае необходимо:
-
постоянно контролировать все, что связано с учебой, – сборы в школу, приготовление уроков;
-
взять на себя вспомогательную работу – достать необходимые для выполнения домашнего задания учебные принадлежности, отсчитать клеточки, отметить место, с которого ребенку необходимо начинать писать, и тому подобное. Это нужно делать для того, чтобы внимание ребенка не рассеивалось по мелочам;
-
организовывать процесс выполнения домашнего задания в соответствии с физиологическими особенностями своего ребенка. Как правило, такие дети могут эффективно работать очень короткое время, иногда 3–7 минут. Если пытаться заниматься с ними под лозунгами: «Сделал дело – гуляй смело! Не встанешь из-за стола, пока все не сделаешь!», можно гарантировать воспитание ненависти к учебе в кратчайшие сроки;
-
во время подготовки домашнего задания в поле зрения ребенка не должно быть отвлекающих предметов – не нужных в этот момент учебников, тетрадей, игрушек, зеркал и т.д.
Эти нехитрые правила помогут первокласснику быстрее адаптироваться к учебе в школе и дома.
|